aboutrybinsk
Современный Рыбинск
 www.aboutrybinsk.narod.ru

Исторические сведения
Архитектура Рыбинска
Картинная и фото галерея

Главная страница Сделать стартовой Добавить в избранное Поиск Архив Карта сайта

Пишите aboutrybinsk@mail.ru
Copyright by Nicksa © 2004-2007

Ссылки Помощь FAQ Обратная связь Написать письмо web-мастеру Форум Гостевая книга

История - это роман, в который верят, роман же - история, в которую не верят.

М. Сафир



История Рыбинска по книге «Рыбинск.
Документы и материалы по истории города».


     Заселение славянами Верхнего Поволжья началось с Х века. В XI веке по берегам рек Волги, Шексны, Черемухи были расположены поселения и погосты. В письменных источниках упоминаются поселения «Усть-Шексна», «Рыбаньск», послужившие началом нашего города. С течением времени шел процесс преобразования некоторых поселений и погостов в рыболовецкие и промысловые слободы. В начале XVI века Иван III составил завещание, в котором, перечисляя города, волости и села, оставленные сыновьям, упомянул и Рыбную слободу на реке Волге. Иван Грозный, заключая договорную грамоту с Владимиром Старицким, оставил слободу за собой, а по завещанию передал своему сыну Ивану.

     В XVI-XVII веках Рыбная слобода являлась дворцовой, и жители ее платили оброк красной рыбой в установленных размерах. Слобожанам принадлежали рыбные ловли на Волге, Шексне и Мологе, на которые была выдана царская грамота.

     Царь периодически передавал слободу во владение своим боярам, так, в 1676 году Рыбная слобода была передана боярину Б.М. Хитрово.

     С развитием всероссийского рынка торговля становится экономической основой Рыбной слободы. Это подтверждается наличием здесь таможни, мирского двора для приезжих торговцев, двух торговых площадей, где бывали еженедельные торжки, ярмарочного двора. Ярмарки в Рыбной слободе приурочивали к открытию и закрытию крупнейшей в стране Макарьевской ярмарки. Рыбная слобода постепенно превращается в хлебный рынок.

     Основание Петербурга и открытие Вышневолоцкой водной системы резко увеличило количество грузов, идущих мимо слободы. Указы о строительстве больших «новоманерных» судов вынуждали весь этот грузопоток останавливаться у Рыбной слободы из-за мелководья в верховьях Волги. В начале XVIII века здесь была учреждена специальная струговая пристань, где происходила перевалка грузов на маленькие «зарыбенские суда».

     На берегу Волги появились хлебные и соляные амбары, выросло количество лавок и постоялых дворов. С падением рыбного промысла сократилось число рыбных ловцов, резко выросло количество торговцев и ремесленников. Появились новые категории населения: работные люди и дворовые, служившие верхушке посада. Большинство жителей работало грузчиками и крючниками на пристани, строило суда, занималось ремеслами и мелочной торговлей. В Рыбную слободу стекалось большое количество крестьян из различных районов России, нанимавшихся бурлаками и судорабочими на барки. Здесь оформлялись поручные этого найма. Богатые купцы имели по несколько лавок, судов, амбаров, брали крупные казенные подряды на перевозку леса, хлеба, соли, покупали крепостных для домашних услуг и в качестве рекрутов вместо себя. Рыбная слобода превратилась в крупнейший перевалочный пункт на Верхней Волге.

     В 30-х годах XVIII века в Рыбной слободе появляются первые мануфактуры. В 1736 году купец Нечаев построил здесь полотняную фабрику, основанную на крепостном и вольнонаемном труде и принадлежавшую к числу крупнейших в России. В 1740 году он же открыл «стеклянную» фабрику. Однако основой экономического развития Рыбной слободы оставалась хлебная торговля, благодаря которой росли и расширялись связи слободы с крупнейшими экономическими центрами страны.

     7 ноября 1775 года было издано «Учреждение для управления губерний», по которому территория России делилась на 50 губерний, во главе с генерал-губернатором, назначаемым императором и непосредственно ему подчиняющимся. Каждая из губерний состояла из 10-12 уездов.

     Проводя реформу в жизнь, генерал-губернатор должен был объехать территорию губернии, разделить ее на уезды, назначить уездные города. В том случае, если городов для уездных центров не хватало, учреждались новые города. В течение 10 лет после издания «Учреждений о губерниях» появилось 216 новых городов.

     Ярославский генерал-губернатор Мельгунов производил объезд и осмотр наместничества а 1776 году. 13 июня он доносил Екатерине II о необходимости преобразования Рыбной слободы в город:
     «…поехал в Рыбную слободу, лежащую на самом берегу Волги, где тем приличнее быть городу, что опричь тутошнаго купечества и мещанства, в коих 638 человек, великое множество обращается и посторонняго торговаго народа по причине великой судовой пристани, годовой ярмонки и еженедельных Торжков. К тому же немало тут есть и каменнаго строения».

     Указ о переименовании Рыбной слободы в город был подписан 3 августа 1777 года:
«Всемилостевейше повелеваем: ярославскому генерал-губернатору Мельгунову, по изданным в прошлом 1775 году ноября 7 дня вновь учреждениям для управления губерний нашей империи, исполнить в декабре месяце сего года, равномерно и в Ярославской губернии, составя сие новое наместничество из двенадцати уездов, а именно: Ярославльскаго, Ростовскаго, Петровскаго, Борисоглебскаго, Углицкаго, Рыбинскаго, Мышкинскаго, Моложскаго, Пошехонскаго, Любимскаго, Даниловскаго и Романовскаго. Вследствие чего следующие селения переименовать городами: Рыбную слободу — город Рыбной, Борисоглебскую слободу — Борисоглебск, посад Мологу — Молога, экономическаго ведомства село Мышкино — Мышкин, того ж ведомства село Даниловское — Данилов; а как городское правление Пошехонскаго уезда было в селе Пердоме экономического ведомства, то и сие село переименовать городом на вышеупомянутом основании, назвав оное город Пошехонь. О приписке же к сей губернии от других так как и об отдаче от нее к другим губерниям, исполнять по конформированному от нас расписанию.»

     Преобразование носило в известной степени формальный характер. Фактически слобода уже давно была городом. Все городское управление сосредотачивалось в руках городничего, который назначался Сенатом. Выборные городские власти: городская дума, городской голова и городовой магистрат — полностью находились под контролем губернского правления и не оказывали существенного влияния на жизнь города.

     В 80-е годы производилась перепланировка многих городов. Город делился на части, а части — на кварталы. В каждую часть назначался частный пристав, а в квартал — квартальный надзиратель. Новый план разбивки Рыбинска на кварталы был подписан Екатериной II в 1784 году, а осуществлялся в начале 90-х годов. Одновременно разрабатывались типовые фасады для городских зданий. К этой работе были привлечены лучшие зодчие. Так, типовые проекты фасадов для зданий Рыбинска составлял Карл Росси, пользовавшийся для работы материалами Рыбинской городской думы.

     Преобразование Рыбной слободы в город способствовало ее дальнейшему экономическому развитию. Заметно выросло население, с 70-х годов XVIII в. до конца 50-х годов XIX в. оно увеличилось в 5,5 раза. Торговые обороты Рыбинска с конца XVIII до середины XIX века выросли с 150 тыс. руб. до 25 млн. руб. Количество прибывающих за навигацию судов достигло нескольких тысяч, грузооборот исчислялся миллионами пудов. В центре Рыбинска выросли два двухэтажных каменных гостиных двора. Общее количество торговых заведений превысило 300, расширился ассортимент товаров. Но основной торговлей оставался хлеб.

     Городская промышленность была развита слабее торговли. За исключением полотняной фабрики (бывшей купцов Нечаевых), которую в 1810 году перевели в Ярославль, все остальные «заводы» были мелкими предприятиями.

     С открытием Мариинской в 1810 году и Тихвинской в 1812 году водных систем Рыбинск стал главным узлом, соединяющим Волжско-Каспийский бассейн с Петербургом. Навигация продолжалась здесь около 197 дней. Непрерывный поток больших и малых судов требовал для своего обслуживания огромную массу людей.

     Рыбинск считался на Волге «столицей бурлаков и грузчиков». Волжское бурлачество делилось на две категории: верхние и нижние бурлаки. Верхние работали на водных системах между Рыбинском и Петербургом, нижние — между Рыбинском и Астраханью. Главная масса бурлаков состояла из помещичьих, государственных, удельных крестьян и мещан приволжских губерний. Бурлаки объединялись в артели по 10-45 человек. В отдельных случаях артель достигала 150 человек. Условия найма бурлаков определялись «Уставом купеческого водоходства» 1781 года, составленным в интересах судовладельцев.

     Для разрешения споров и конфликтов, возникавших в период судоходства, существовала Судоходная расправа. В Рыбинске находилось отделение Тверской судоходной расправы, а с1842 года — самостоятельная Судоходная расправа с отделением в Нижнем Новгороде.

     В середине XIX века труд бурлаков постепенно заменяется машинной тягой. К 20-м годам XIX века на Волге появились первые пароходы, которые постепенно заменяли бурлаков. Примечательно, что первый буксирный пароход на Волге начал свою жизнь в Рыбинске.

     Во второй половине XIX века Рыбинск продолжал расти как внутренний порт: крупнейшие пароходные и торговые компании России имели здесь свои конторы, склады, пристани. Строительство гавани и железной дороги продлило сроки перевозок грузов из Рыбинска.

     Промышленность Рыбинска этого периода была представлена в основном предприятиями, обслуживающими железную дорогу и судоходство. Особое место среди них занимали предприятия Журавлева, состоявшие из четырех заводов. По технической оснащенности они занимали первое место в губернии. Подтверждением быстрого экономического развития города является рост его населения за 36 лет с 1861 по 1897 гг. в 2 раза.

     В 1907-1917 годах продолжалось дальнейшее развитие торговли и промышленности г. Рыбинска. Усиливалась роль банковского капитала. В городе действовали отделения крупнейших банков страны: Русско-азиатского, Государственного, Сибирского торгового и других. Банки финансировали дальнейшее развитие судоходства, торговли, строительство новых промышленных предприятий. В 1908 году в Рыбинске насчитывалось более 10 торговых домов. Наблюдается проникновение в промышленность иностранного капитала. В годы первой мировой войны в город был эвакуирован ряд крупных заводов из Прибалтики. В 1916 году фирма «Русский Рено» приступила к строительству завода по производству автомобильных и авиационных двигателей.
Исторический Рыбинск
aboutrybinsk
Hosted by uCoz