aboutrybinsk
Современный Рыбинск
 www.aboutrybinsk.narod.ru

Исторические сведения
Архитектура Рыбинска
Картинная и фото галерея

Главная страница Сделать стартовой Добавить в избранное Поиск Архив Карта сайта

Пишите aboutrybinsk@mail.ru
Copyright by Nicksa © 2004-2007

Ссылки Помощь FAQ Обратная связь Написать письмо web-мастеру Форум Гостевая книга

История - это роман, в который верят, роман же - история, в которую не верят.

М. Сафир



С.Тачалов "Рукотворное море"

РУКОДЕЛЬНЫЕ РЕКИ

   С незапамятных времен люди старались использовать реки в качестве транспортных путей.
Если значение водных дорог и сейчас очень велико, то для наших далеких предков они были основными транспортными магистралями. По рекам осуществлялась связь между населенными пунктами, проходили торговые пути.

  Одним из древних и важнейших торговых путей был знаменитый путь из "варяг в греки", связывающий Скандинавские страны с Византией. Полностью этот путь сложился в IX веке, в период образования и становления Древнерусского государства. Он был описан в начале XII века летописцем Нестором - монахом Киево-Печерского монастыря в одной из первых древнерусских летописей - "Повесть временных лет". Упоминается этот путь и в новгородских писцовых книгах.

  От Великого Новгорода суда шли по озеру Ильмень и реке Ловать, а затем волоком перетаскивались до Западной Двины. Пройдя некоторое расстояние по Западной Двине, суда снова волоком перетаскивались до Днепра. По Днепру путь продолжался до Черного моря и далее вдоль морского берега до Византии.


   Другим важным торговым путем, также одним из древнейших на территории Восточной Европы, был волжский, торговый дуть, который связывал Русь со странами Востока. Он соединял Новгород с Каспийским морем и проходил по озеру Ильмень" реке Мете, озеру Мстино, реке Цне. От реки Цны до реки Тверцы, притока Волги, путь протяженностью 6 верст проходил по суше - волоком. Существовали и другие, менее важные, торговые пути по рекам.

  Безусловно, легкими и удобными эти пути было назвать нельзя. Путешествия по ним длились многие месяцы. Помимо упоминавшихся волоков, приходилось преодолевать многочисленные мели, перекаты, пороги. И поэтому с давних пор люди стремились как-то улучшить речные дороги, обводнить их, сократить расстояния до мест назначения. Предпринимались некоторые попытки в этом отношении, но они оканчивались неудачами из-за слабого развития техники и отсутствия специальных знаний.

  Монголо-татарское иго, длившееся около двух с половиной веков, нанесло огромный ущерб экономическому развитию Руси.

  Пришли в упадок некогда цветущие города, запустели старые земледельческие районы, исчезли многие ремесла, резко сократилось производство различных товаров, были нарушены традиционные культурные и торговые связи с другими странами. Конечно, в это время не могло быть и речи о каких-либо работах по улучшению водных путей.

  Еще до свержения монголо-татарского ига вокруг Москвы стали объединяться разрозненные княжества. Когда же монголо-татарское иго в 1480 году было свергнуто, процесс централизации Русского государства вокруг Москвы значительно ускорился. Закончился этот процесс при Василии III. и его сыне Иване Грозном. Образовалась крупнейшая в Европе страна" которая с конца XV - начала XVI веков стала называться Россией. В XVII веке значительно расширился обмен товарами между отдельными районами страны, что свидетельствовало о начале складывания всероссийского рынка. Началось преодоление экономической раздробленности страны, слияние отдельных земель в единую экономическую систему. Стала возрождаться торговля с зарубежными странами.

  Все это настоятельно требовало коренного улучшения транспортных путей и прежде всего водных.

  Петр I, стремясь заполучить для России выходы к морям, положил начало этому улучшению. В 1696 году, после взятия Азова - турецкой крепости в устье Дона, - он повелел соединить "канавой" Волгу с рекой Иловлей в районе теперешнего города Камышина, чтобы открыть русскому флоту кратчайший путь из Волги в Черное море.

  Проект был выполнен Корнелием Крайсом, адмиралом русского флота. Руководил работами немец, полковник Брекель.

  На протяжении пяти лет солдаты и крепостные рыли "канаву" через водораздел между Волгой и Доном. Шло время. Настал час испытания шлюза. Из наполненной камеры, как из решета, уходила вода. Испугавшись расправы со стороны горячего молодого царя, Брекель бежал в Швецию.

  Первая попытка соединить Волгу с Доном окончилась неудачей. Астраханский генерал-губернатор князь Голицын, злорадствуя по этому поводу, заявил: "Если бог, создавая реки, дал им естественное течение, то со стороны человека было бы неразумным высокомерием направлять их в другую сторону. Един бог управляет течением рек, и дерзко было бы человеку соединять то, что всемогущий разъединил". Это высказывание, как нельзя лучше, показывает невежество и KOCHOCTI" противников петровских реформ.

  В 1700 году началась война со Швецией за Балтийское побережье. Эта война, получившая название Северной, потребовала от России сосредоточения всех сил и средств. Работы по соединению Волги с Доном были прекращены.

  До наших дней сохранились выемки канала, поросшие бурьяном, как свидетельство первой неудавшейся попытки соединения Волги с Доном.

  Петром было также задумано и начато строительство канала между Москвой-рекой и Волгой, однако из-за недостатка средств и это строительство было прекращено. Все помыслы Петра в это время были обращены на борьбу за плацдарм на Балтийском побережье, чтобы обеспечить для России выход в Балтийское море.

  В 1702 году русские войска овладели на реке Неве крепостью Шлиссельбург, являющейся ключом к устью Невы. 16 мая 1703 года в устье Невы был заложен город Санкт-Петербург, ставший новой столицей Российского государства. Началось строительство русского флота, вышедшего на просторы Балтики. "Окно в Европу" было прорублено.

  Строительство новой столицы требовало большого количества рабочей силы и различных материалов. Все это нужно было доставлять из глубины России и с Урала - в основном, по водным путям. Возникла острая необходимость в создании водной системы, соединяющей Волгу с Невой. Вспомнили о старинном торговом волжском пути и древнем волоке между. реками Тверцой и Цной. Трасса этого пути стала основой первой в России шлюзованной водной системы, которая была названа Вышневолоцкой, так как проходила около города Вышний Волочек.

  Строительство ее началось в 1704 году с прокладки канала между реками Тверцой и Цной и закончилось в 1709 году. Бурлацкая тропа протянулась от Рыбинска до Петербурга. Однако пропускная способность Вышневолоцкой системы оказалась недостаточной. Из-за мелководности на Мстинских порогах суда чаще шли только в сторону Петербурга. Там они разделывались на дрова, прослужив всего лишь одну навигацию. Необходима была реконструкция системы.

  В 1722 году эта реконструкция была выполнена под руководством М. И. Сердюкова, бывшего крепостного, выдвинутого Петром на "государеву службу" за его незаурядные способности. По предложению Сердюкова были построены плотины на oреках, впадающих в основную магистраль, а также ряд подпитывающих каналов, которые соединяли ее с ближайшими озерами. В результате появилась возможность подпитывать любой участок системы по пути следования судов.

  Вышневолоцкая водная система для своего времени была довольно совершенной в гидротехническом отношении. Много лет спустя Н. А. Радищев в своем "Путешествии из Петербурга в Москву" писал, как он, осмотрев сооружения системы, восхищался этим творением рук человека и назвал их "рукодельными реками".

  После смерти Петра I, вплоть до начала XIX века, работа по улучшению водных путей прекратилась.

  Все чаще стояли суда в бурлацкой столице Рыбинске. Все чаще раздавались недовольные голоса волжских купцов, сетующих на неустроенность водного пути в Петербург. Вышневолоцкая система уже не оправлялась с резко возросшим потоком грузов. Вспоминались исследованные еще при Петре возможности создания других путей на Петербург, начинающихся от рек Шексны и Мологи.

  В начале XIX века началось строительство одновременно двух систем - Мариинской и Тихвинской. Строительство обеих систем длилось более 10 лет. Движение по Мариинской системе открылось в 1810 году, а по Тихвинской - в 1811 году.

  Мариинская система начиналась у Рыбинска от реки Шексны - притока Волги. Далее ее трасса проходила по озеру Белому, реке Ковже и искусственному Мариинскому каналу, проложенному через водораздел между бассейнами Волги и Онежского озера до реки Вытегры. По реке Вытегре путь шел до Онежского озера, затем по реке Свири и Ладожскому озеру до реки Невы. Протяженность Мариинской системы составляла около 1100 километров.

  Система получила свое название в честь императрицы Марии, которая пожертвовала на строительство 400 тысяч рублей из средств на благотворительные дела и сиротские дома.

  На обелиске в поселке Чайка, где проходила трасса системы, была сделана надпись:

  "Зиждитель пользы и славы народа своего Великий Петр, здесь помышляя о судоходстве, отдыхал на сем месте в1711 году. Благоговейте сыны России! - Петрову мысль Мария завершила".

  На трассе Мариинской системы было сооружено 39 шлюзов небольшого размера. На шлюзованной лестнице у деревни Девятин, где проходил древний волок, шлюзы были так часты, что .пешеходы далеко опережали шлюзующийся пароход.

  Создание Мариинской системы явилось одной из самых ярких страниц отечественной гидротехники. Это было выдающееся творение русской инженерной мысли, плод напряженного труда тысяч простых людей. На Парижской Всемирной выставке в 1913 году Мариинская водная система после столетия oее эксплуатации была удостоена Большой золотой медали.

  В прошлом столетии система неоднократно реконструировалась, дополнялась подпитывающими каналами. Сокращалось количество шлюзов. В то время по системе ходили специальные суда грузоподъемностью до 200 тонн - "мариинки".

  В 1963 году Мариинская система подверглась коренной реконструкции. Теперь она называется Волго-Балтийским водяным путем имени В. И. Ленина.

  В состав Тихвинской водной системы входили: река Молога, река Чагодоща, река Горюн, озеро Вожанское, река Соминка со шлюзами, озеро Сомино, река Валчина, озеро Крупино, озеро Лебедино, Тихвинский соединительный канал, река Тихвинка, река Сясь, Сясьский канал, Ладожское озеро и река Нева. Протяженность Тихвинской системы - 922 километра, что на 178 километров короче Мариинки. Водораздел между рекой Мологой и рекой Волхов был преодолен с помощью 62 шлюзов.

  Тихвинская система была сравнительно мелководной, и по ней ходили беспалубные суда "тихвинки", грузоподъемность которых не превышала 80 тонн. Система в основном использовалась для возврата порожняка из Петербурга на Волгу.

  В 1825 году Волга была соединена с Москвой-рекой. Волок от реки Сестры до реки Истры длиной в 7 верст был преодолен с помощью 33 шлюзов. Создание этого водного пути было вызвано необходимостью подвоза различных материалов для строящегося тогда в Москве храма Христа Спасителя.

  На самой Волге первое гидротехническое сооружение было создано в 1853 году. Выше города Селижарова была построена плотина - Верхневолжский бейшлот. Образовалось небольшое водохранилище, которое предназначалось для запасания воды во время весеннего половодья.

  Когда в летнюю межень мелело верховье Волги, и в Твери, и Рыбинске скоплялось большое количество судов, открывались щиты бейшлота. После такого попуска уровень воды около Твери повышался на 35 сантиметров, а у Рыбинска - на 10 - 15 сантиметров. Временное повышение уровня воды позволяло перебросить по маршруту застрявшие караваны судов. Летом, особенно засушливым, наполнить снова водохранилище не всегда представлялось возможным, и поэтому не удавалось сделать повторный допуск для поднятия уровня Волги около Твери и Рыбинска.

  Увеличение грузопотока на Архангельск, вызванное интенсивным развитием торговли с зарубежными странами, потребовало создания еще одной водной системы. Она была построена в 1828 году, а движение по ней началось в 1829 году. Этот водный путь, связывающий Рыбинск с Архангельском, проходил по реке Шексне, водораздельному каналу, ряду мелких озер, также соединенных между собой каналами, реке Порозовице, озеру Кубенскому, реке Сухоне и реке Северной Двине. Система была названа Северо-Двинской.

  Созданные водные системы неоднократно реконструировались, что позволило обеспечить осадку судов по Волге ниже Рыбинска до 1,8 метра в весенне-осенний период навигации.

  Таким образом, развитие торговых связей внутри страны, а также межгосударственных потребовало улучшения водных путей Европейской части России, что и привело к созданию "рукодельных рек". Начало этому было положено Петром I, а к середине XIX века, как уже говорилось, были созданы четыре крупные водные системы: Вышневолоцкая, Тихвинская, Мариинская, Северо-Двинская. Великая русская река Волга была соединена "рукодельными реками" с Балтийским и Белым морями.


Предыдущая Оглавление Следующая

Исторический Рыбинск
aboutrybinsk
Hosted by uCoz