aboutrybinsk
Современный Рыбинск
 www.aboutrybinsk.narod.ru

Исторические сведения
Архитектура Рыбинска
Картинная и фото галерея

Главная страница Сделать стартовой Добавить в избранное Поиск Архив Карта сайта

Пишите aboutrybinsk@mail.ru
Copyright by Nicksa © 2004-2007

Ссылки Помощь FAQ Обратная связь Написать письмо web-мастеру Форум Гостевая книга

История - это роман, в который верят, роман же - история, в которую не верят.

М. Сафир



С.Тачалов "Рукотворное море"

ВПЕРВЫЕ - НА ВЕРХНЕЙ ВОЛГЕ


   Создание Рыбинского и Угличского гидроузлов по своим масштабам, смелости и оригинальности технических решений не имело аналогов в мировой практике гидротехнического строительства на равнинных реках и нескальных основаниях.
Если Нижне-Свирская ГЭС была первым в мире сооружением, построенным на нескальных грунтах, то идея каскада гидроузлов, идея создания больших водохранилищ, позволяющих полностью зарегулировать годовой сток рек, идея наиболее эффективного, комплексного использования водных ресурсов - все это было впервые осуществлено у нас, на Верхней Волге.

  Принципы, положенные в основу строительства Рыбинско-Угличского каскада, стали классическими и были применены при сооружении не только всех гидроузлов "Большой Волги", но и на других равнинных реках.
И вообще все, что делалось тогда на гидроузлах в Угличе и Рыбинске, было необычным, новым, грандиозным...

  Особенно необычным было создание Рыбинского гидроузла. Здесь все удивляло своими огромными масштабами, уникальными решениями.

  Рыбинское водохранилище - почти 5 тысяч квадратных километров водной поверхности - в то время самое большое в мире рукотворное море; неслыханный на равнинных реках напор, равный 18 метрам, позволяющий создать гидроэлектростанцию мощностью 330 тысяч киловатт; обуздание трех больших рек - Волги, Мологи и Шексны; обводнение судоходных путей; шлюзы новой, оригинальной конструкции - все это поражало воображение и заставляло восхищаться делами советских людей, творческой мыслью отечественной гидротехники.

  Здесь, на Верхней Волге, родился принцип внерусловой компоновки сооружений гидроузлов, что давало возможность возводить бетонные водосливные плотины на суше, в пойме, не стесняя русла реки. Таким образом, упрощались работы по устройству глухих земляных плотин, так как строительные расходы рек по обходным каналам пропускались через донные отверстия бетонных плотин. Так было сделано и на Волге, где располагались шлюзы, и на Шексне, где строилась ГЭС.

  Вода на лопасти турбин ГЭС поступает через подводной канал, где все время бурлят могучие потоки воды, а в самой Шексне всегда тишь и гладь.

  Следует подробней остановиться на устройстве рыбинских шлюзов. Раньше, в небольших шлюзах, вода поступала в камеры с одного конца. При значительном перепаде высот между верхним и нижним бьефами такое решение уже невозможно. Необходимо постепенное наполнение камер, что достигаетсяo поступлением воды по подземной галерее .через донные отверстия, расположенные вдоль всей камеры.

  Процесс наполнения камеры длится всего шесть-семь минут, "причем непосредственно из водохранилища поступает лишь половина всего объема воды. Другая половина переливается из соседней камеры, где в это время происходит спуск судов в Волгу. Камеры соединены друг с другом,, а перелив воды из одной в другую происходит по закону сообщающихся сосудов. Этим-то и сокращается время на шлюзование.

  Но не только для экономии времени на шлюзование предусмотрена вторая камера. Можно, не прекращая движения, произвести, если понадобится, ремонт одной из камер. А главное, ,для чего построены две камеры, это - увеличение пропускной способности Рыбинского шлюза, возможность одновременно поднимать суда на "море" и опускать н"-волгу. Ведь через Рыбинск проходит столько водных путей.

  Шлюз расположен рядом с бетонной плотиной. Их разделяет песчаная дамба, которая предназначена для защиты судов ,от стремительных потоков воды, выбрасываемых из камер шлюза в Волгу.

  В Рыбинске применено еще одно новшество. Обычно при весенних паводках избытки воды и лед пропускались по верху водосливной плотины, что вело к увеличению ее длины. Большая площадь Рыбинского водохранилища позволила задерживать .весь лед на его акватории до полного таяния, что привело к значительному сокращению длины водосливной плотины. Да и само название - водосливная плотина - здесь чисто условное, ибо для сброса излишков воды предусмотрены донные отверстия, прикрываемые специальными щитами. А поскольку водохранилище, согласно расчетам, может задерживать весь среднегодовой сток Волги. Шексны и Мологи, то надобность в открытии донных отверстий может возникнуть лишь в годы с катастрофическими паводками, что случается чрезвычайно редко. По крайней мере, с 1941 по 1966 годы щиты поднимались всего два раза, и то не потому, что плотинам угрожала опасность. Сильно разлившееся в это время Рыбинское море начинало затапливать посевы прибрежных колхозов, что и заставило сбросить излишки воды через донные отверстия, хотя до верха плотины было еще далеко.


   В Угличе, где площадь водохранилища невелика, запроектирована двухъярусная бетонная плотина, пропускающая лед поверху, а избытки воды - также через донные водосбросы.

  На Рыбинской и Угличской гидроэлектростанциях были установлены уникальные по размерам и мощности агрегаты. Такие агрегаты в Советском Союзе изготовлялись впервые. Мощность каждого из них была равна 55 тысячам киловатт, диаметр рабочего колеса турбины - 9 метров, диаметр ротора - 12 метров. Изготовление этих агрегатов явилось для ленинградских заводов - металлического и "Электросила" - началом создания целой серии еще более мощных турбин и генераторов для последующих ГЭС на Волге и на реках Сибири.

  Много новых, передовых методов было применено при производстве работ.

  Основную часть русла реки перегораживают глухие земляные плотины. На Верхней Волге впервые в СССР эти плотины возведены методом намыва, путем применения средств гидромеханизации, причем эти работы велись и в зимнее время. Грунт из котлованов вынимался экскаваторами на железнодорожном и гусеничном ходу. При доработке котлованов применялись ленточные транспортеры, погрузка грунта на транспорт осуществлялась через бункера-питатели.

  Впервые в стране арматурные работы производились на индустриальной основе. Металлические каркасы весом до 10 тонн сваривались в заводских условиях и уже готовыми доставлялись на строительную площадку. Здесь подъемными кранами каркасы устанавливались на нужное место.

  Деревянная опалубка была заменена железобетонными плитами-оболочками, которые одновременно являлись чистовой облицовкой сливных плотин, шлюза и ГЭС.

  Подача бетона в блоки осуществлялась ленточными транспортерами со специальными катучими фермами на конце. Это позволяло бетонировать механизированным способом любой отсек сооружения. Уплотнение бетона производилось вибраторами. При производстве бетонных работ зимой инертные добавки подогревались паром. Транспортерные ленты, несущие бетонную смесь, были защищены деревянными галереями, которые обогревались электропечами.
Да, многое было впервые на Верхней Волге...

  Рыбинско-Угличский каскад стал своеобразной лабораторией гидротехнического новаторства и кузницей кадров для всех последующих гидроузлов пашей страны.

Предыдущая Оглавление Следующая

Исторический Рыбинск
aboutrybinsk
Hosted by uCoz