aboutrybinsk
Современный Рыбинск
 www.aboutrybinsk.narod.ru

Исторические сведения
Архитектура Рыбинска
Картинная и фото галерея

Главная страница Сделать стартовой Добавить в избранное Поиск Архив Карта сайта

Пишите aboutrybinsk@mail.ru
Copyright by Nicksa © 2004-2007

Ссылки Помощь FAQ Обратная связь Написать письмо web-мастеру Форум Гостевая книга

История - это роман, в который верят, роман же - история, в которую не верят.

М. Сафир



№ 4
ИЗ ПЕРЕДОВОЙ СТАТЬИ БЮЛЛЕТЕНЯ № 10 ЯРОСЛАВСКОГО КОМИТЕТА РСДРП «Л. Н. ТОЛСТОЙ», ПОСВЯЩЕННОЙ СМЕРТИ ПИСАТЕЛЯ


8 декабря 1910 г.


Товарищи! Смерть Л. Н. Толстого — важнейшее событие русской жизни последних дней. Толстой умер, не примирившись с официальной Россией и православной церковью, хотя представители ее суетились и хлопотали о примирении, которое заделало бы пропасть, образовавшуюся между чтущим Толстого народом и проклинающей его церковью. Все — за исключением этих непримиримых врагов — обнажили свои головы пред прахом великого человека; но не все это сделали с одинаковым чувством и одинаковыми мыслями. Представители властвующей буржуазии сделали это, боясь общественного мнения Европы, боясь признать пред всеми ту пропасть, которая лежит между ними и народом; лицемерно поднимая пред могилою свою шляпу, они не соглашались с тем, что «нельзя молчать» при виде торжествующего насилия и виселицы, охраняющей их капитал; они твердо решили, что молчать можно и виселицы полезны.

Оппозиционная буржуазия чтила в Толстом национального гения, перед которым все должны преклоняться, она ценит то, что смерть Толстого заставила забыть различие классов, что ее представители стояли у гроба вместе с рабочим и мужиком; это помогало ей утешать себя мыслью, что она тоже народ...

Религиозные и социальные воззрения Толстого ближе всего должны быть крестьянину. Русское крестьянство, разоряемое развивающимся капитализмом и угнетенное малоземельем, воспринимает новый уклад жизни с тяжелой его стороны. Это будит в нем искание лучшей жизни, создаст потребность в новом мировоззрении, в пересмотре старого православия; смотря на его представителей, крестьянин видит жадного попа, пьяного и развратного монаха и угодливого перед властью архиерея, строгого к мелким грехам простого человека и благославляющего крестом кровавые преступления власть имущих. Отражением новых исканий в крестьянстве является широко развивающееся сектантское движение, стремящееся очистить христианство, загрязненное православною церковью и его духовенством, религиозное учение Толстого входит в ряд сектантских учений, и этим определяется его значение: оно наносит удар православию и освобождает религиозную мысль крестьянства от пут, которыми оплело его православное духовенство; но там, где падают алтари, падает и трон; освобожденный от религиозных пут человек чувствует потребность сбросить и политические.

Рабочему классу нечего взять из воззрений Толстого: он идет по иной дороге. Не в восстановлении патриархального крестьянства он видит свое спасение; не позади, а впереди ищет он золотого века; не в отрицании капитала, в его преодолении, преобразовании в социализм ищет он освобождения от своих страданий и своего рабства. Надо ценить и то обличение мерзости капитализма, которое дал Толстой. Рабочий класс не примет толстовского учения о непротивлении злу, он плохо верит в отзывчивость души современной буржуазии, он знает, что звон золота заглушит в этой душе голос совести и призыв любви; давящую его руку насильников он сбросит силой, на гнет давящей реакции он отвечал и будет отвечать революцией. Но рабочий ценит то, что проповедуя о непротивлении злу, Толстой всей силой своего негодования обрушивается на насильников, что среди еще недавно мертвого молчания кладбища, среди торжества победителей он смело и громко сказал: «Не могу молчать!» Рабочий класс не может принять и его религиозных воззрений; он найдет учение более соответствующее требованиям жизни и человеческой свободы — научный социализм, который среди многих кумиров, низвергнутых им во имя свободы человека, отбросил и кары божества. Но он признает цену за сектантским духом Толстого, идущим навстречу новым исканиям крестьян, этого союзника-товарища с пролетариатом по прошлой и будущей борьбе.

Да, Толстой не наш, но близок к нам. Мы вместе с другими, но с иными, чем они, мыслями и чувствами, можем обнажить голову перед его прахом. Да, пусть будет легка ему земля, горе которой его волновало!

Издание Ярославского комитета РСДРП.
ГАЯО, ф. 73, оп. 9, д. 411, лл. 544—545. Гектограф.


Предыдущая Оглавление Следующая


Исторический Рыбинск
aboutrybinsk
Hosted by uCoz