История - это роман, в который верят, роман же - история, в которую не
верят.
М. Сафир
|
|
Д.В.Романов "Рыбинск в судьбах замечательных людей"
КРЫМСКИЕ БЕСЕДЫ
В крымском городе Алуште, на вершине Орлиной горы, стоит дом-музей С. Н.
Сергеева-Ценского, выдающегося мастера советской литературы. Мы, приехавшие из
разных концов страны, внимательно слушаем рассказ экскурсовода о творческом
пути Сергеева-Ценского, осматриваем его рабочий кабинет, библиотеку и личные
вещи. На стендах висят фотографии и картины на темы произведений писателя.
Внезапно я почувствовал, как повеяло чем-то родным и знакомым, как сократилось
расстояние Алушты от Рыбинска. Экскурсовод назвала имя художника Михаила
Михайловича Щеглова (1885-1955), работавшего в Рыбинске с 1915 по 1923 годы.
Его картина "Враги пришли", иллюстрация к книге "Севастопольская страда",
находилась в центре стенда. Оказалось, что М. М. Щеглов был одним из первых
художников, иллюстрировавших знаменитую эпопею.
Директор музея Иван Арсентьевич Фесюра, узнав, что я из Рыбинска, показал серию картин нашего земляка, хранящихся в фондах музея, и посоветовал навестить Ладу
Григорьевну Щеглову, жену художника, которая жила в Симферополе. Лада
Григорьевна встретила меня приветливо. Расспрашивала о жизни в Рыбинске, вспоминала
молодые годы Михаила Михайловича, проведенные в нашем городе. Полтора часа
беседы прошли незаметно.
- Михаил Михайлович Щеглов, - начала она свой рассказ, - родился в Самаре. Его
отец работал в изыскательской партии на трассе Сибирского железнодорожного
пути, а мать - поваром. Простая женщина, она сумела понять способности сына к
рисованию, и, бросив работу, почти без средств повезла Мишу в Москву к
художнику Сурикову, который помог мальчику поступить в Строгановское
художественное училище. Окончив его с отличием, Щеглов уезжает в Томск, где
начинает работать учителем рисования. Там молодой художник знакомится с
известным путешественником по Монголии и Сибири Г. Н. Потаниным, с академиком
В. А. Обручевым, писателем Вячеславом Шишковым.
Первым из русских художников Щеглов создает рисунки о жизни остяков, населявших
Нарымский край. Рисунки, выполненные в виде цветных открыток, были посланы А.
М. Горькому. Алексей Максимович в ответном письме тепло отозвался о них:
"Нравятся они мне: талантливо сделаны, и смешно, и трогательно".
- Революцию, - продолжает рассказ Лада Григорьевна, - Михаил Михайлович встретил
в Рыбинске. Его деятельность становится шире и многообразней. Рыбинцы старшего
поколения помнят, как красиво и нарядно он оформил улицы и фасады домов к
празднованию первой годовщины Октября. Большой заслугой М. М. Щеглова явилась
организация Студии изобразительного искусства в Рыбинске, где выросло целое
поколение живописцев, графиков и скульпторов.
"Когда в двадцатых годах в нашу рыбинскую студию "изо" приходил Михаил Михайлович Щеглов, вместе с ним туда входило все живое, волнующее, интересное, без чего не может быть настоящего искусства... Лично я обязан ему всем самым лучшим, что мне было дано в смысле художественного обозрения", - писал академик Н. А.
Соколов, народный художник СССР, один из тройки Кукрыниксов.
В 20-е и 30-е годы Щеглов создает оригинальную форму художественной агитации в
виде "летучих листков". В годы Великой Отечественной войны в Харькове и Томске
он выпускает "Окна ТАСС", ведет "Дневник Отечественной войны", в котором
средствами художественной графики воспроизводятся ежедневные сообщения
информбюро.
После войны работы Щеглова появляются в различных журналах. В Крымском издательстве выходят книги с его иллюстрациями: "Семья Рубанюк" Е. Поповкина, "После бала" Л. Толстого, рассказы А. Чехова, детские сказки. За многолетнюю педагогическую деятельность ему присваивается ученая степень доцента...
Беседа закончилась.
- Передайте рыбинцам горячий крымский привет! - сказала, прощаясь, Лада
Григорьевна.
|