История - это роман, в который верят, роман же - история, в которую не
верят.
М. Сафир
|
|
ЯРОСЛАВСКИЙ КРАЙ В ДРЕВНОСТИ. ПЕРВЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ КРАЯ.
Ярославский край, расположенный в Волго-Окском междуречье, был заселен уже в конце позднего палеолита (около 20—13 тысяч лет до н. э.). В эпоху мезолита (12—5 тысяч лет дон. э.) на территории-края расселились первобытные охотники. В эпоху неолита (4—3 тысячелетия до н. э.) междуречье занимали охотничье-рыболовецкие племена так называемой культуры «ямочно-гребенчатой керамики».
В начале II тысячелетия до н. э. из Среднего Приднепровья в эти пределы вторглись скотоводческие племена, которые подчинили неолитические племена и частично смешались с ними. Племена эти получили название фатьяновских, по имени дер. Фатьяново Ярославской области (близ ст. Уткино), где в 1873 году археологом А. С. Уваровым впервые был найден их могильник. На территории Ярославской области обнаружено и исследовано большое количество могильников этой культуры. Самым большим оказался Волосово-Даниловский близ дер. Волосово (ст. Догадцево), где археологом Д. А. Крайновым в 1962— 1970 годах было раскопано около 150 погребений.
С середины I тысячелетия до н. э. до середины I тысячелетия н. э. край заселяли так называемые дьяковские племена (по имени д. Дьяково близ Москвы), умевшие обрабатывать железо, занимавшиеся скотоводством и подсечным земледелием.
Во второй половине I тысячелетия н. э. территорию Верхнего Поволжья заселяют племена весь, меря, о чем сообщает нам «Повесть временных лет»: «На Белеозере седят (живут) Весь, а на Ростовском озере Меря, а на Клещине озере Меря же». До наших дней сохранились мерянские названия: озеро Неро, реки Нерль, Сара, Векса, селения Сулость, Пужбол (Ростовский и Переславский районы Ярославской области). От племени весь идет название Весьегонск (Калининской области). Меряне занимались скотоводством, земледелием, охотой, рыбной ловлей, чему способствовало большое количество девственных лесов, а также рек и озер.
Археологами раскопано несколько мерянских городищ (укрепленные селения) и селищ (селения неукрепленные). Эти городища были центрами ремесла и обмена с соседями. Одним из таких центров было Сарское городище на реке Саре, впадающей в Ростовское озеро (в 15 километрах от современного Ростова, близ ст. Деболовская), другим — Ростов. Первое летописное упоминание о Ростове относится к 862 году. Древние городища были у Грехова ручья, впадающего в Волгу в 7 километрах от Углича. Мерянские селища существовали близ дома отдыха «Красный Холм» — Попадьинское (в 20 километрах от современного Ярославля) и в устье Которосли — Медвежий угол. На месте последнего около 1010 года и основан город Ярославль. В трех километрах от Переславля на берегу Плещеева озера находилось городище Клещино.
В Х веке началось заселение славянами Верхнего Поволжья. Оно проходило с запада двумя потоками: со стороны земли Новгородской (словене) и со стороны верховьев Днепра и Волги (кривичи). Освоение славянами новой территории проходило мирно, земельных и лесных угодий хватало всем. Мерянское население не истреблялось, не вытеснялось: оно постепенно смешивалось с переселенцами и растворялось в массе более многочисленных и культурных славян.
Верхнее Поволжье не было глухим углом: Волга — это крупный торговый путь, который соединял славянские племена с землями черемисы и мордвы и вел дальше в пределы Булгарского государства (на Средней Волге и Каме) и, наконец, в столицу хазарской державы — Итиль (близ впадения Волги в Каспийское море).
О торговых связях населения Верхней Волги с народами Востока в Х веке свидетельствует найденный в 1967 году около дер. Малое Темерово Ярославского района клад серебряных монет — дирхемов. Дирхемы чеканились в городах Средней Азии и завозились торговыми людьми в наш край по Волжскому пути.
В междуречье Волги и Оки развивался феодальный строй, славянская и мерянская племенная знать превращалась в феодалов-землевладельцев, которые захватывали земли крестьян-общинников. Как показывают раскопки курганов, в так называемых «княжих могилах» (близ Плещеева озера) обнаружены украшения, боевые топоры, секиры, арабские монеты. В других курганах-могилах, где захоронены общинники-земледельцы, называемые смердами, — было найдено очень мало вещей домашнего обихода.
Принятие на Руси христианства обострило классовую борьбу, которая стала выступать под религиозной оболочкой. «Насильственная христианизация служила одним из средств, облегчающих захват общинных земель и обращение ранее свободных общинников в зависимых смердов».
Крестьяне-общинники, связывая новую религию с усилением господства крупных феодалов-землевладельцев, оказывали им решительное сопротивление. В 1024 году после неурожайных лет Верхнее Поволжье было охвачено голодом. Восставшие смерды пошли по волжским погостам (центрам сельских общин), избивали «старую чадь» (местную знать), заявляя, что у нее большие запасы жита (хлебное зерно), меда, рыбы. Восстание было подавлено дружиной новгородского князя Ярослава. В 1071 году вспыхнуло второе восстание смердов на Ростовской земле (док. I). Восставшие убивали местную знать, а ее имущество и продукты забирали себе. Во главе восстания стояли волхвы (волшебники, предсказатели) — представители языческой веры. На подавление восстания была послана дружина новгородского воеводы Яна Вышатича. Дружина подавила восстание смердов, волхвы были казнены, повешены на деревьях.
Восстания смердов были первыми классовыми выступлениями в Верхнем Поволжье. Они нанесли удар по угнетателям, но вместо власти «старой чади» усилилась княжеская власть, а также христианская церковь в лице духовных феодалов.
Документы
< документ 1 >
< перевод документа 1 >
|