История - это роман, в который верят, роман же - история, в которую не
верят.
М. Сафир
|
|
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЯРОСЛАВСКОГО КРАЯ В XVII ВЕКЕ.
Следствием иностранной военной интервенции начала XVII века явилась жестокая хозяйственная разруха, которую современники называли «великим московским разорением». Тяжелый урон нанесли интервенты Ростову (док. 1) и Ярославлю; большая часть города сгорела, и в 1614 году здесь насчитывалось около 900 населенных дворов. Однако Ярославль быстро восстанавливается и становится одним из крупнейших городов Русского государства. Об этом свидетельствуют данные «дозора»— переписи 1678 года. По этим данным, в Москве было 4845 дворов, в Ярославле — 2236, в Вологде — 1420, в Нижнем Новгороде — 1274, в Костроме — 1078.
В. И. Ленин указывал, что примерно в XVII веке начинается новый период русской истории, который характеризуется «...усиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обращением, концентрированном небольших местных рынков в один всероссийский рынок» (В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 1, стр. 154).
Дальнейшее укрепление и развитие феодально-крепостнического строя в XVII веке сочеталось с началом формирования всероссийского рынка. Важными условиями этого процесса явились развитие внутренней и внешней торговли и рост крупных городов. Уже в 30-е годы XVII века Ярославль выдвинулся в число ведущих торговых центров России. На ярославском городском рынке было 32 торговых ряда, в которых насчитывалось 804 торговых места: лавок, лавочных мест, полок, шалашей; в городе было 24 харчевые избы. Ярославль лежал на оживленных торговых путях, на берегах Волги — главной реке Русского государства. В Ярославле было 29 иностранных торговых контор. Велась торговля с западными и восточными странами (док. 5). Иностранцы покупали в Ярославле хлеб (док. 3) и другие товары.
В XVII веке Ярославль становится крупным центром ремесленной промышленности; в городе существовало 17 различных отраслей ремесла, а общее количество ремесленных специальностей составило 98. Около 20 процентов городских ремесленников занимались обработкой кож изготовлением изделий из них. Кожи ярославской выделки пользовались большим спросом как внутри страны, так и за ее пределами. Ярославские ремесленники изготавливали изделия из металла и глины, производили шерстяные и льняные ткани; по всей России и за ее рубежами славились товары ярославских ювелиров, мыловаров, портных; угличские ремесленники варили селитру и доставляли ее в Москву, в Пушечный приказ. О некоторых изделиях ярославских ремесленников и о торговых связях Ярославского края с Сибирью, этой «дальней заочной государевой вотчиной», рассказывает документ 6. Следует подчеркнуть, что Тобольск был центром первого крупного территориального административного округа в Сибири. Неосвоенные сибирские просторы привлекали тысячи «охочих людей». Среди них были и ярославцы (док. 2). Мангазея, куда стремятся купцы Скрипины, основана на рубеже XVI и XVII веков и за свои богатства прозвана «златокипящей». Здесь находился центр «государевой соболиной казны» и частной торговли пушниной.
XVII век был периодом дальнейшего закрепощения крестьян и резкого обострения антифеодальной борьбы. Крестьянские повинности в пользу монастырей остались такими же, как и в XVI веке — в период расцвета церковного землевладения. Документ 7 рассказывает о борьбе крестьян с монастырями.
XVII век ознаменован большими событиями в культурной жизни Ярославского края. Шло каменное строительство в Ярославле, Ростове, Угличе, Романове, Борисоглебске, Переславле-Залесском. Только в Ярославле за столетие было построено 3 монастыря, 48 церквей, из них 35 каменных. Трудом талантливых зодчих и художников из простого народа Гурия Никитина, Силы Савина, Дмитрия Плеханова и многих других безвестных мастеров воздвигались неповторимые по своим художественным достоинствам памятники русского зодчества. В XVII веке складывается «ярославский» стиль архитектуры и живописи, возникает самобытная школа зодчества и живописного искусства. Возведенные в это время в Ярославле храмы Ильи Пророка, Иоанна Предтечи, Иоанна Златоуста и другие по праву заняли место среди произведений мировой культуры.
О появлении на Ярославской земле первой русской грамматики сообщает документ 4.
Документы
< документ 1 >
< документ 2 >
< документ 3 >
< документ 4 >
< документ 5 >
< документ 6 >
< документ 7 >
|