История - это роман, в который верят, роман же - история, в которую не
верят.
М. Сафир
|
|
Д.В.Романов "Рыбинск в судьбах замечательных людей"
ВСТРЕЧА С ВЕЛИКИМ СУРИКОВЫМ
Великий русский художник В. И. Суриков последние годы жизни работал над серией картин исторического содержания - "Посещение царевной женского монастыря",
"Благовещение", "Княгиня Ольга встречает тело Игоря". Создание одной из них
связано с Ярославским краем.
В 1911 году Суриков, собирая материал для картины "Посещение царевной женского
монастыря", приехал в Ростов Великий. Он делает десяток набросков и эскизов в
поисках наиболее точного образа царевны и других персонажей картины. В Рыбинске
живет Анна Михайловна Подосенова, родственница академика Н. А.
Морозова, которая встречалась с великим художником и позировала ему для этого
произведения.
- Встреча произошла в Москве, - вспоминает Анна Михайловна, - когда я и моя
подруга Варя Уланова гуляли по набережной Москвы-реки. Мы только-только
окончили гимназию. Вдруг к нам подошел пожилой мужчина с растрепавшимися
волосами, в старой потертой куртке, и, лихорадочно блестя глазами, стал
уговаривать нас зайти к нему в мастерскую. Мы испугались от неожиданной
настойчивости и внешнего вида незнакомца. Тогда он, видя нашу растерянность,
улыбнулся и представился: "Художник Суриков". Он повел нас в Третьяковскую
галерею, где в одном из залов висел его портрет работы Крамского. Мы
окончательно убедились, что случай свел нас с великим Суриковым.
- Василий Иванович рисовал нас в течение двух-трех сеансов. Я позировала для
царевны, а подруга - для образа монашенки. Перед началом каждого сеанса Суриков
надевал на нас старинные костюмы, показывал, как надо стоять, добивался нужного
ему выражения лица. Картина была завершена в 1912 году. В окончательном
варианте произведения художник написал образ царевны со своей внучки - Н. П.
Кончалов-ской, а моя подруга осталась на холсте третьей монашенкой слева.
Больше мы с Суриковым не встречались, а в 1916 году узнали о его смерти...
Приезжая в Москву, Анна Михайловна часто заходит в Третьяковскую галерею, подолгу стоит около картины "Посещение царевной женского монастыря", вспоминая далекие годы юности и встречу с великим художником.
|