aboutrybinsk
Современный Рыбинск
 www.aboutrybinsk.narod.ru

Исторические сведения
Архитектура Рыбинска
Картинная и фото галерея

Главная страница Сделать стартовой Добавить в избранное Поиск Архив Карта сайта

Пишите aboutrybinsk@mail.ru
Copyright by Nicksa © 2004-2007

Ссылки Помощь FAQ Обратная связь Написать письмо web-мастеру Форум Гостевая книга

История - это роман, в который верят, роман же - история, в которую не верят.

М. Сафир



С.Тачалов "Рукотворное море"

ПЕРВАЯ ПРИСТАНЬ И ХЛЕБНЫЙ СКЛАД РОССИИ

   Развитие торговли в России вое больше и больше захватывало в свою орбиту и Рыбную Слободу, где год от года росли грузооборот, число приходящих судов и количество коренных и пришлых жителей. Постепенно отпал рыбный оброк. Ловцы рыбы переключились на обслуживание судоходства ил" пополняли ряды ремесленников.

  К 1711 году Слобода имела порт, 9 пристаней, три гавани для постройки и ремонта деревянных судов.

  Учитывая важность поселения в развитии судоходства и торговли, в 1762 году Слободе было предоставлено право собирать пошлину в свою пользу со всех судов. Через три года в Рыбной Слободе были построены амбары для хранения снастей и судовых припасов, а позднее - пакгаузы для казенных грузов.

  После образования города Рыбинска в 1777 году Ярославское наместничество предложило его властям:

  "Для совершенного восстановления порядка в Водной коммуникации, доставлять в Вышневолоцкую шлюзную контору семидневные ведомости о количестве судов, приплывающих снизу реки Волги и отправляющихся вверх, а также о том, кому именно те суда принадлежат и каким припасам гружены".

  С этого времени имеются довольно полные данные о развитии грузооборота Рыбинской пристани. В 1780 году в Рыбинск прибыло 1328 судов, среди которых больших судов - 142, расшив - 476, коломенок - 333, полубарок - 40, барок - 334, мелких судов - 3. В последующие годы количество судов и провозимых на них грузов увеличилось.

  Большая часть этих грузов была транзитной и направлялась в Петербург и Архангельск. Часть пришлых грузов, в основном зерно, скупалась местным купечеством для перепродажи населению, у которого не хватало своего хлеба до нового урожая.

  Для наведения порядка в торговле хлебом и создания удобств купечеству в купле и продаже товаров в 1806 году в Рыбинске было начато строительство торговой биржи. Однако построенная биржа до 1824 года не использовалась по назначению. Она игнорировалась самим купечеством, предпочитавшим по старинке заключать сделки в питейных домах или своих квартирах. Позднее в связи с бурным развитием торговли была построена новая биржа.

  Открытие в 1811 году судоходства по построенным Мариинской и Тихвинской водным системам, .берущим начало в Рыбинске, способствовало развитию его как города и повышению значения в торговых связях России.

  В 1835 году в Рыбинске было разгружено 1996 судов, в 1852 году общее число прибывших в город судов достигло 6 тысяч.
Развитию судоходства и торговли содействовал появившийся в Рыбинске в 1841 году временный коммерческий банк.

  Позднее, в 1871 году, Рыбинск был связан железной дорогой со станцией Бологое. Часть грузов, имевших срочный характер, перегружалась с воды на железную дорогу. Круг потребления волжских грузов расширился. Возникли склады, из которых грузы отправлялись железной дорогой и в зимних условиях. Город стал крупнейшим перевалочным пунктом России.

  X.Вальдемар писал в 1870 году: "Рыбинск - замечательный в Европе склад хлеба, с которым иногда только равняется Одесса и над коим во всем мире имеет перевес единственный склад в Чикаго в Северной Америке".

  Об этом же напомнил в 1889 году В. Безобразов:

  "Движение дел и цен Рыбинска, по крайней мере в первой половине навигации, служит таким же экономическим барометром, как Одесса".

  С каждым годом за Рыбинском все прочнее утверждалась слава хлебного склада России и ее первой пристани.

  К Рыбинску приходили суда с обеспеченной осадкой в 1,4 метра. В связи с хищнической вырубкой леса в бассейне Волги и разработкой земель под пашню, сток реки в ее верховье резко упал. Выше Рыбинска на мелях и перекатах глубина в летнее время не превышала 0,4 - 0,6 метра. Волга выше Рыбинска была судоходна без ограничения только 20 дней в году во время весеннего половодья и иногда при интенсивных летне-осенних дождях.

  Чтобы обеспечить возрастающую из года в год потребность в зарыбинских судах, их строили недалеко от города. Новые барки изготовлялись в районе деревни Сменцово на Волге, на Мологе и Сити, на Шексне.

  У деревни Бошарово на Шексне недалеко от Рыбинска складывался своеобразный базар по продаже зарыбинских судов. На их постройке в зимнее время трудилось большое количество местного населения и пришлых людей.

  Движение хлебных грузов через Рыбинск может характеризовать следующая таблица:

Годы 1895 1898 1900 1905
Хлеб (в млн. пудов) 66 72 98 117

   Хлеб не был единственным грузом, прибывавшим в Рыбинск. В конце XIX века лишь за одну навигацию в город было доставлено и после перегрузки отправлено:

Льняного семени 627964 пуда
Овса 3455534 четверти
Гречневой крупы 565118 четвертей
Пшена 182891 четверть
Отрубей 906286 пудов
Соли 3771417 пудов
Рыбы 654185 пудов
Спирта 120062 ведра
Сала 291379 пудов
Пеньки и пакли 63466 пудов
Смолы и дегтя 159150 пудов
Железа 713920 пудов
Чугуна 1043300 пудов
Пустых мешков 3996435 штук
Рогож и кулей 874385 штук
Дров 21053 сажени
Степного скота 10389 голов

   В отдельные годы подвозилась медная монета на сумму у около миллиона рублей.

  Большинство из указанных грузов прибывало в Рыбинск с помощью уже паровой тяги. В навигацию 1888 года в город привели грузы 1959 буксирных пароходов, потеснивших бурлаков на Волге.

  В Рыбинске в конце девятнадцатого - начале двадцатого веков вершили свои коммерческие дела 15 купцов первой гильдии, располагавших капиталами свыше миллиона рублей, больше ста купцов - второй гильдии, свыше тысячи - третьей гильдии.

  Большая часть коммерсантов была объединена в компании и акционерные общества. С появлением банков, финансирующих торговые сделки, купцы покупали пароходы, строили суда в причалы.

  Наиболее крупными предпринимателями в городе были Галунов, Калашникова и Мыркин. Судами владели братья Жеребцовы, Кашина, Коняцкая, Журавлев.

  В начале XX века вдоль волжского побережья в Рыбинске раскинулись 12 конкурирующих между собой пристаней акционерных обществ: "Самарское", "Польза", "Кавказ и Меркурий" "Дружинина", "Самолет" и другие. История сохранила нам сведения, что пайщиком Рыбинского акционерного общества "Самолет" была Мария Федоровна - мать царя Николая Второго.

  Работу Рыбинской пристани К. Д. Головщиков - автор описания Рыбинска, сделанного в 1890 году, сравнивает с муравейником и добавляет:

  "При этом почти неумолкаемо раздаются то протяжные и заунывные, то веселые и бойкие (нередко непечатные) песни по всему побережью. Среди этого разнохарактерного хора певцов слышится иногда звучный рожок, часто вовсе заглушаемый свистом парохода, который, пыхтя и пеня воду, ловко (особенно пассажирский) лавирует между рядами стоящих судов. Уханье бурлаков, дружный говор и пение грузчиков, стук топоров - все сливается в один общий шум..."


Предыдущая Оглавление Следующая

Исторический Рыбинск
aboutrybinsk
Hosted by uCoz