aboutrybinsk
Современный Рыбинск
 www.aboutrybinsk.narod.ru

Исторические сведения
Архитектура Рыбинска
Картинная и фото галерея

Главная страница Сделать стартовой Добавить в избранное Поиск Архив Карта сайта

Пишите aboutrybinsk@mail.ru
Copyright by Nicksa © 2004-2007

Ссылки Помощь FAQ Обратная связь Написать письмо web-мастеру Форум Гостевая книга

История - это роман, в который верят, роман же - история, в которую не верят.

М. Сафир



С.Тачалов "Рукотворное море"

БУДНИ И ПРАЗДНИКИ

   Работы на Рыбинском гидроузле начинались рано. С рассветом из поселка Переборы и окрестных деревень на стройку спешили люди. Большинство из них направлялось в котлован.

  По наплавному мосту туда же двигались автомашины и тракторы. Глубокий котлован оживал, как муравейник, прогретый . весенним солнцем. В нем, словно гигантские гусеницы, перемещались экскаваторы и тракторы. Ковши экскаваторов своими крепкими зубами вгрызались в грунт, черпали породу и высыпали ее в кузова автомашин и железнодорожные вагоны. Тракторы сновали вокруг экскаваторов, со дна котлована по спирали выезжали груженые трехтонки. Паровозы, густо исходя паром с большой натугой тянули за собой по два думпкара с выбранным грунтом.

  Там где порода была очень твердой, на помощь строителям приходила вода. Гидромониторы водяной струёй под большим давлением крушили породу, образуя пульпу. Мощные насосы заглатывали tee и по трубам гнали в то место, где постепенно росла земляная плотина.

  Кабель-краны бережно несли по воздуху многотонные арматурные каркасы, изготовленные на. специальном строй дворе. Краны поддерживали груз, пока сварщики-верхолазы, разбрасывая снопы искр, сваривали конструкции. Несколько таких каркасов - и готов очередной блок.

  Теперь краны подают железобетонные плиты-оболочки. Приваренные к каркасам с внешних сторон плиты-оболочки превращались в опалубку для бетонирования сооружений и вместе с тем являлись их чистовой облицовкой.

  Уходили из готовой секции монтажники. Их сменяли бетонщики. Они подтягивали к бетонируемому блоку специальные катучие фермы, к фермам подводили транспортеры. На транспортеры подавался бетон, который полз по их широкой дорожке, заполняя подготовленный блок. Гудели вибраторы, уплотняя бетонную смесь.

  Невдалеке слышались глухие взрывы; Там дробились на щебень огромные валуны - "гости" далеких Скандинавских гор. Сопящая "кукушка", вскрикивая тонким голоском, тянула из карьера к бетонному заводу вагонетки с щебнем и гравием.

  По дрожащему от жары воздуху через реку проплывали тележки подвесной воздушной дороги, несущие грузы от железнодорожной станции к объектам левого берега.

  Работа продолжалась ночью. И тогда темное небо озарялось светом прожекторов, огнем костров, искрами электросварки.

  Шипение пара, лязг железа, людской гул создавали своеобразный звуковой фон неумолкаемой ни днем ни ночью огромной стройки. Тысячи людей с энтузиазмом выполняли порученную им работу. Сооружения гидроузла росли, поднимались вверх...

  Было немало трудностей. Зимой ледяной пронзительный ветер обжигал лица людей, вырывал из рук сварщиков защитные щитки. Отказывались служить на морозе механизмы. Весной на котлован наступали паводковые воды, ледяные заторы угрожали перемычкам. Круглосуточно работали насосы, откачивая грунтовую воду. Люди были сильнее стихии и работали при любых погодных условиях.

  Шло время. Сужались наступающими с обоих берегов земляными плотинами русла рек. Гидростроители подходили к самому ответственному периоду работы - перекрытию русел Волги и Шексны.

  Это были праздничные, волнующие дни, запомнившиеся надолго всем, кто трудился на строительстве Рыбинского и Угличского гидроузлов.

  Первым такой праздник пришел в Углич. К началу октября 1939 года гидромеханизаторы до предела стеснили естественное русло Волги. Затем были взорваны перемычки, ограждающие котлован. Вода хлынула по обходному каналу к бетонной плотине и, пройдя через ее донные отверстия, вернулась на свой, извечный путь.

  Успокоилась река, но гидромеханизаторы продолжали намывать тело земляной плотины до заданных габаритов. Впервые в отечественной гидротехнической практике намыв плотины производился и в зимнее время.

  Прошло еще несколько месяцев, и 19 июля 1940 года в 12 часов 30 минут был перекрыт последний пролет в Угличской железобетонной плотине. Путь волжской воде был прегражден. Уровень верхнего бьефа начал медленно расти. Эта дата стала днем рождения Угличского водохранилища. 8 декабря 1940 года в 4 часа 55 минут инженер Зурабов включил под нагрузку первый агрегат Угличской ГЭС мощностью в 55 тысяч киловатт, смонтированный на год раньше срока.

  Электроэнергия Угличской ГЭС начала поступать в систему Мосэнерго. 20 марта 1941 года был введен в строй второй агрегат.

  В состав гидроузла у древнего Углича, кроме ГЭС, вошли: железобетонная плотина с водосливом для пропуска льда в половодье и донными отверстиями, способными сбросить при необходимости паводочные воды до 12 тысяч кубометров в секунду; однокамерный шлюз для судов большого тоннажа; мостовой переход по плотине и через шлюз. Угличское водохранилище имело площадь 327 квадратных километров. Уровень воды по сравнению с меженью поднялся на 12 метров. Подпор от Угличского гидроузла распространился до плотины у села Иваньково, что создало благоприятные условия для судоходства на этом ранее мелководном участке.

  Вскоре настали такие же торжественные, праздничные дни и на Рыбинском гидроузле. Наполнение водохранилища здесь было намечено на весну 1941 года. До этого момента нужно было направить воды Волги и Шексны по новым руслам. Весной и летом 1940 года развернулись работы по решению этой задачи на Волге у Переборов.

  Взорваны перемычки, ограждающие котлован от обходного канала. Экскаваторы разбирают взрывной завал, расчищают .путь воде. Она робко, словно ощупывая свое новое русло, потекла через донные отверстия железобетонной плотины. А в это время все силы были брошены на перекрытие прорана. Вода бушевала, яростно раскидывая огромные валуны, но в ночь на 24 июня 1940 года Волга у Переборов смирилась пошла по созданному людьми руслу... У Осенью 1940 года настала очередь Шексны. Через шлюзы старой Мариинки прошел по Шексне последний пароход. Чтобы ослабить напор реки, все шлюзы Мариинской системы были перекрыты. Взрываются перемычки, воды Шексны пропускаются через водоводы Рыбинской ГЭС.

  На перекрытии прорана работают вся техника, все люди.

  И вот 24 октября 1940 года в 23 часа 50 минут Шексна перекрыта, причем было это выполнено за два дня, вместо пяти по плану. Весной 1941 года наступил самый ответственный момент в многолетней работе гидростроителей. Все было готово к наполнению водохранилища. Ждали только паводка. 13 апреля 1941 года забетонирован последний пролет Рыбинской плотины. Паводочные воды Волги и Шексны, встретив неодолимое препятствие, начали заливать свои русла и поймы, а затем и Молого-Шекснинское междуречье. Дата 13 апреля 1941 года стала днем рождения Рыбинского водохранилища.

  17 мая 1941 года был сдан в эксплуатацию один из двух шлюзов Рыбинского гидроузла.

  После пуска 22 сентября 1941 года шлюза на Угличском гидроузле проблема судоходства на Верхней Волге - мечта многих поколений волжских судоводителей - была решена.

Предыдущая Оглавление Следующая

Исторический Рыбинск
aboutrybinsk
Hosted by uCoz